Saturday, May 17, 2014

3 Политика раскрестьянивания в Сибири. Выпуск 1

СНК РСФСР, творчески отнеслись к перечню кулацких признаков, добавив к двенад­цати общероссийским еще четыре специфических сибирских:
13) обложение хозяйства промысловым налогом в процентном отношении к обороту;
14) в районах развитого охотничьего промысла или рыболовства - скупка пушнины и рыбы с целью перепродажи, охота или рыбалка с использованием наем­ной рабочей силы, выдача под пушнину или рыбу ссуд деньгами, продуктами, охот­ничьими припасами или рыболовными снастями;
15) наличие сепаратора, на котором перерабатывается молоко за деньги или продукты, за исключением мест, где отсутствуют маслозаводы или сливкоотделения;
16) перегон или пастьба гуртов государственного, кооперативного или частно­го скота под имущественную ответственность ("за свой страх и риск"), с применени­ем наемной рабочей силы.
Более того, если в процессе работы на местах выявятся новые признаки, о них необходимо было телеграфировать в крайфинуправление для согласования.
^АНО, ф.Р-47, оп.1, д.957, л. 17.
2ГАНО, ф.Р-1072, оп.1, д.ЗПб, л. 126-128; гриф - секретно, исходящий от 30 ноября 1930 г.; адресовано - СНК АССР, край- и облисполкомам; подпись - председатель СНК РСФСР Д. Сулимов.
3ГАНО, ф.Р-1072, оп.1, д.ЗПб, л. 129-131; дата рассылки не установлена; подпись -председатель Западно-Сибирского крайисполкома Ф.П. Грядинский.
а Пункт "з" ст.29 Положения о сельхозналоге на 1930-31 г. в редакции от 23 июля 1930 г. цитируется: см. в ст. "23 июля" 1930 г.
2 декабря. В адрес председателей райисполкомов, горсоветов и облисполко­мов Ойротии и Хакасии отправлена подписанная председателем крайисполкома Ф.П. Грядинским радиограмма1 следующего содержания: "Выявление кулацких хо­зяйств проходит недопустимо скверно, вопреки директивам крайисполкома, крайфу, районы [в] этом направлении работы не развернули. Предлагаю [в] целях усиления довыявления создать оперативную тройку [в] составе пред. РИКа, зав. райфо, зав. РКП, [на] ответственность которых возложить все оперативное руководство по этому вопросу".
^АНО, ф.Р-47, оп.1, д.957, л.15.
6 декабря. Бюро Западно-Сибирского крайкома ВКП(б) рассмотрело вопрос "О состоянии и работе Яшкинской (Тайгинской) райпарторганизации". В четвертом пункте констатирующей части принятой резолюции1 говорилось: "Беспощадная, ор­ганизованная борьба с кулачеством - важнейшая политическая обязанность парт­организации. Факт привлечения к индивидуальному обложению только 2-х кулаков является показателем недостаточной борьбы с кулачеством, неумения находить классового врага". В постановляющей части резолюции Яшкинскому райкому партии предлагалось "немедленно проверить налоговую работу в районе и привлечь к от­ветственности виновных [за] искривления классовой линии в налоговой работе".
^АНО, ф.П-3, оп.З, д.22, л.74-81; опубликовано: Советская Сибирь. 1931. 1 янв.
43
23 декабря. Заслушав доклад союзного наркомфина, ЦИК и СНК СССР поста­новили1:
"1. Ввиду явно недостаточного выявления количества кулацких хозяйств при­знать результаты обложения кулацких хозяйств единым сельскохозяйственным налогом в индивидуальном порядке неудовлетворительными.
2. Предложить правительствам союзных республик обязать местные советы и исполнительные комитеты принять меры к выявлению всех кулацких хозяйств и обложению их единым сельскохозяйственным налогом в индивидуальном порядке с тем, чтобы закончить взыскание налога с кулацких хозяйств не позднее 15 января 1931 года".
В третьем пункте совнаркомам союзных и автономных республик, край- и облисполкомам, во изменение постановления ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 г., предоставлялось право видоизменять "применительно к местным условиям" указан­ные в ст.29 признаки отнесения крестьянских хозяйств к категории кулацких. В то же время местные власти были обязаны установить "тщательное наблюдение" за непри­влечением к индивидуальному обложению середняков. Виновных в нарушении дан­ного принципа следовало привлекать к "строгой административной или судебной ответственности ".
'Известия. 1930. 25 дек.; Советская Сибирь. 1930. 26 дек.
26 декабря. В телефонограмме1, подписанной председателем крайисполкома Ф.П. Грядинским и зав. крайфу И.Б. Майминым, председателям городских советов, областных, городских и районных исполкомов и заведующим соответствующих фин­отделов указывалось: "Директива [о] максимальном выявлении кулаков [по] индиви­дуальному обложению, немедленному взысканию [с] них платежей Вами не выпол­нена. [До] сего времени [по] большинству районов довыявление незначительно, [в] некоторых совсем нет". Районным властям было предложено "путемразвертывания массовой работы [с] беднотой, колхозниками, батрачеством, активом села уси­лить довыявление кулаков, их обложение.
^АНО, ф.Р-6, оп.1, д.1721, л.123.
27 декабря. На места отправлена подписанная председателем СНК РСФСР Д.Е. Сулимовым циркулярная телеграмма1, в которой сообщалось о праве исполко­мов видоизменять признаки хозяйств, подлежащих индивидуальному обложению, изложенные в редакции ст.29 Положения о сельхозналоге на 1930-31 г. от 23 июля в сторону их расширения и предписывалось в трехдневный срок принять меры к пол­ному выявлению и обложению кулацких хозяйств, закончив взыскание с них налога не позднее 15 января 1931 г.
В тот же день крайфинуправление получило телеграмму НКФ СССР2, предла­гающую разработать перечень дополнительных признаков хозяйств, подлежащих индивидуальному обложению в течение одного дня с момента получения директивы и опубликовать их в обязательном постановлении крайисполкома.
Кроме того, в тот же день состоялось заседание президиума Западно-Сибирского крайисполкома, на котором был рассмотрен вопрос "О ходе мобилизации средств на 18 декабря". В третьем пункте принятого по этому поводу постановления3
44
делался вывод о том, что "довыявление кулаков, безнедоимочное и своевременное взыскание с них всех платежей все еще продолжает оставаться недостаточным. Созданные по довыявлению кулаков комиссии в большинстве районов бездейству­ют". В связи с этим местным исполкомам под персональную ответственность их председателей предлагалось закончить выявление кулаков и взыскание с них сель­хозналога до 15 января 1931 г.
1ГАНО, ф.Р-6, on. 1, д. 1721, л. 102; адресовано - СНК АССР, край- и облисполкомам. 2Там же, л. 101; подпись - нарком финансов СССР Гринько. 3Там же, ф.Р-47, оп.1, д.986, л.211.
30 декабря. Президиум крайисполкома принял постановление "О выявлении кулацких хозяйств для индивидуального по сельскохозяйственному налогу обложе­нию в кампанию 1930-31 г."1 В нем констатировалось, "что выявление кулацких хо­зяйств для индивидуального обложения сельхозналогом в 1930-31 окладном году по большинству районов края проведено неудовлетворительно". В соответствии с ди­рективами центральных органов власти постановление значительно расширяло пере­чень признаков отнесения крестьянских хозяйств к категории кулацких. Условиями обложения сельхозналогом в индивидуальном порядке теперь считалось:
а) систематическое применение наемного труда в сельхозпроизводстве и кус­тарных промыслах (в т.ч. и использование наемных работников под видом родствен­ников), за исключением тех случаев, когда найм имел вынужденный характер и не нес за собой лишения избирательных прав;
б) наличие в хозяйстве мельницы, маслобойки, крупорушки и т.п. при условии применения в них механического двигателя, силы ветра или домашних животных (исключение составляла однопоставная ветряная мельница);
в) наличие промыслового предприятия, посредством которого хозяйство "закабаляет окружающее население путем сдачи работ на дом" или сдача подобно­го предприятия в аренду;
г) сдача внаем сложных сельскохозяйственных машин (сноповязалки, жатки-самосброски, молотилки) при условии, что хозяйство превышает установленные рай­исполкомом или сельсоветом максимальные цены за найм сельхозмашин, а доход от их сдачи превышает необлагаемый минимум для данной местности;
д) аренда земли на "кабальных" для сдатчика условиях, аренда земли с превы­шением трудовой нормы землепользования для данной местности и применение для ее обработки наемной рабочей силы вне зависимости от количества человеко-дней;
е) аренда "с целью торговой и промышленной эксплуатации" садов, ягодников, бахчей, табачных плантаций;
ж) сдача внаем постоянно или на сезон оборудованного помещения под жилье или промысловое предприятие, если арендная плата превышает 240 руб. в год;
з) наличие в дворохозяйстве лиц, занимающихся торговлей, ростовщичеством, берущих подряды и использующих для их исполнения наемную рабочую силу или имеющих "другие нетрудовые доходы", включая и служителей религиозных культов (в случае со служителями культов условием обложения их сельхозналогом в индиви­дуальном порядке являлось превышение их дохода от исполнения своих обязанно­стей необлагаемого минимума для данной местности);
и) ямщина и извоз с использованием найма;
45
к) совладение промысловым или торговым предприятием (в т.ч. и в скрытой форме), наличие пая в таковом;
л) занятие торговым посредничеством, содержание постоялого двора, чайного заведения, в том случае, если доход от подобного рода деятельности превышает не­облагаемый минимум для данной местности;
м) скупка сельхозсырья и его раздача для обработки с целью последующего сбыта, скупка с целью последующей перепродажи промтоваров или сельхозпродук­тов;
н) "эксплуатация" бедноты и середняков путем раздачи им на кабальных усло­виях денег, продуктов, семян и т.п. под отработку или под проценты;
о) обложение хозяйства промналогом в процентном отношении к обороту;
п) скупка пушнины и рыбы с целью перепродажи, охота или рыбалка с исполь­зованием наемной рабочей силы, выдача под пушнину или рыбу ссуд деньгами, про­дуктами, охотничьими припасами или рыболовными снастями;
р) наличие сепаратора, на котором перерабатывается молоко за деньги или продукты, за исключением мест, где отсутствуют маслозаводы или сливкоотделения.
"В случае выявления в практике своей работы других признаков кулацких хо­зяйств, помимо перечисленных", районные власти были обязаны немедленно сооб­щать о них в крайфинуправление.
Президиум крайисполкома обязал райисполкомы на основе приведенных в его постановлении признаков "принять все меры к немедленому выявлению всех кулацких хозяйств, обложению их в индивидуальном порядке и полному взысканию" всех при­читающихся с них платежей. Всю работу по довыявлению кулаков надлежало закон­чить к 15 января 1931 г. "Категорически" запрещалось индивидуальное обложение середняцких хозяйств. Органы РКИ и прокуратуры обязывались "ежедневно" следить за ходом выявления, и при "обнаружении каких бы то ни было искривлений" привле­кать виновных к ответственности.
Постановление президиума крайисполкома в тот же день было передано на места по радио.
'ГАНО, ф.Р-47, оп.1, д.986, л.264-268; опубликовано: Советская Сибирь. 1931. 3 янв.
1931 г.
10 января. Наркомам финансов АССР, заведующим краевых и областных фи­нансовых управлений направлено письмо за подписью наркома финансов РСФСР В.Н. Яковлевой1. Автор письма указывала, что постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 декабря 1930 г. "в целях полного выявления" хозяйств, подлежащих индивидуаль­ному обложению местным исполкомам было предоставлено право видоизменять "кулацкие признаки", изложенные в ст.29 Положения о сельхозналоге на 1930-31 г. в редакции от 23 июля 1930 г. Наряду с этим ЦИК и СНК обязал исполкомы устано­вить тщательное наблюдение за тем, чтобы середняки не привлекались к индивиду­альному обложению. Однако поступившие в НКФ РСФСР постановления местных советов о расширении кулацких признаков свидетельствует, что далеко не во всех из них "ограждены в достаточной мере интересы середняков". Неточность некоторых признаков или их неправильная формулировка могут привести к индивидуальному обложению середняцких хозяйств.
46
В письме приводились примеры подобных неточных или неправильных фор­мулировок. Напротив одной из них - "наличие в хозяйстве какого-либо предприятия, приводимого в действие силой домашних животных или труда заказчика", приве­денной в качестве примера в связи с тем, что в ней не указывалась мощность этих предприятий, характер использования и т.п. - неустановленным нами работником Западно-Сибирского крайфинуправления была сделана карандашная пометка: "п.Б нашего постановления".
Наряду с этим нарком финансов РСФСР указывала на "случаи непривлечения к индивидуальному обложению явно кулацких хозяйств".
В связи с фактами, приведенными в письме, В.Н. Яковлева рекомендовала своим адресатам:
1. Уточнить признаки отнесения хозяйств к категории кулацких с тем, чтобы они не стали причиной привлечения к индивидуальному обложению середняков.
2. Широко вовлечь в работу по довыявлению кулацких хозяйств батрачество, бедноту, колхозников.
3. "Установить неослабное наблюдение за работой мест как за полным выяв­лением кулацких хозяйств и немедленным взысканием с них причитающихся плате­жей, так и за тем, чтобы ни одного середняка не было привлечено к индивидуально­му обложению ".
4. Проверить работу организованных, согласно директиве СНК РСФСР от 30 ноября 1930 г. (см. выше), при райисполкомах комиссий по выявлению кулацких хо­зяйств. С целью проверки командировать на места ответственных работников, а так­же привлечь к этой работе РКИ и прокуратуру.
5. Повести решительную борьбу против лиц, "извращающих классовую линию в обложении, допускающих обложение середняка в индивидуальном порядке".
Наркомы финансов АССР, зав. край- и облфинуправлений обязывались при­нять срочные меры к тому, чтобы обеспечить выполнение директивы ЦИК и СНК СССР о полном выявлении кулацких хозяйств и полном взыскании с них причи­тающихся платежей к 15 января. "За выполнение настоящей директивы возлагаю всю ответственность персонально на Вас".
1ГАНО, ф.Р-6, оп.1, д.1721, л. 134-135; гриф - весьма срочно.
15 января. Из НКФ РСФСР в адрес Западно-Сибирского крайфинуправления было направлено письмо1, к которому прилагалась заметка "Одни выполнили, почему отстают другие?" ("Экономическая жизнь", 1931, 5 янв.). В ней сообщалось, что все причитающиеся с кулаков платежи взысканы только в 44-х районах Западно-Сибирского края из 159. В связи с публикацией заметки НКФ РСФСР предлагал со­общить о мерах, принятых в отношении районов, в которых взыскание платежей с кулацких хозяйств проходит "преступно слабо". Одновременно надлежало информи­ровать, "что предпринято Вами во исполнение постановления Союзного Правитель­ства от 23/XII-30 г. о полном выявлении кулацких хозяйств для обложения их с[ельско]хозяйственным] налогом в индивидуальном порядке и о полном взыскании с них причитающихся платежей не позднее 15/1-31 г."
*ГАНО, ф.Р-6, оп.1, д.1721, б/л; входящий от 23 января; подписи - сотрудники управ­ления доходов Афанасьев, Полетаев. К письму НКФ РСФСР, помимо самой заметки, было приложено письмо редакции газеты в республиканский наркомат. "Обращаем Ваше внимание
47
на заметку "Одни выполнили, почему отстают другие?" в газете "Экономическая жизнь", № 5 от 5 января 1931 г. Просим сообщить о принятых мерах". - Там же.
16 января. В своем письме на места1 крайфинуправление указало на неиспол­нение его неоднократных распоряжений о представлении сведений по индивидуаль­ному обложению в 1930-31 окладном году. Ойротия и 27 районов края, которые пе­речислялись в письме, сообщили в крайфу данные на сентябрь или октябрь. В связи с этим местные финорганы обязывались исправить положение, срочно сообщив необ­ходимые сведения, и впредь информировать крайфинуправление о количестве хо­зяйств, обложенных в индивидуальном порядке, и сумме взысканных с них платежей ежедекадно.
В тот же день из Западно-Сибирского краевого финансового управления в Наркомат финансов РСФСР отправлено информационное письмо2. В нем сообща­лось, что по данным на 1 января 1931 г. в крае выявлено 5263 кулацких хозяйств. В письме в качестве одной из основных причин относительно небольшого количества хозяйств, обложенных в индивидуальном порядке, называлось положение Инструк­ции НКФ СССР к постановлению ЦИК и СНК СССР от 23 июля (см. выше), запре­щающее индивидуальное обложение дворов, которые ранее имели кулацкие призна­ки, но утратили их к 1 мая 1929 г. Именно это явилось "формальной причиной, ме­шающей обложению кулаков <...> Тогда как есть хозяйства, которые все время за­нимались эксплуатацией и, видя экономический нажим, они прекратили эксплуата­цию, закрыли предприятия, но хозяйство крепкое, лишено избирательных прав — а, согласно Вашей инструкции, привлечь к индивидуальному обложению нельзя, т.к. после 1 мая 1929 г. оно признаков не имеет".
Кроме того, недовыявление стало следствием того, что "кулачество сверты­вает открытые формы эксплуатации и перешло на более замаскированные формы, трудно поддающиеся учету, кроме того, в отдельных районах была установлена боязнь перегибов и успокоенность, что кулаков нет, их раскулачили".
Запсибкрайфинуправление сообщало, что за недостаточное выявление хо­зяйств, подлежащих индивидуальному обложению, и слабое взыскание с них причи­тающихся платежей объявлены выговоры десяти зав. райфо, строгий выговор - од­ному зав. райфо. Кроме того, восемь заведующих снято с работы, а четверо из них привлечено к суду.
'ГАНО, ф.Р-702, оп.1, д.23, л. 11; адресовано - всем областным, городским и районным финотделам; подписи - зав. сектором доходов Эрдман, инструктор Рожок.
2Там же, ф.Р-6, оп.1, д. 1721, л. 128-129; гриф - срочно; адресовано - отдел доходов НКФ РСФСР; подписи - зав. крайфу Маймин, зав. сектором доходов Эрдман.
19 января. В "Советской Сибири" опубликована заметка "Полностью выявить кулаков! Подвергнуть их индивидуальному обложению", информирующая читателя, что выявление кулацких хозяйств и индивидуальное обложение их налогом проходит в крае "совершенно неудовлетворительно". Выявлено только 5263 кулацких хозяйств или 0,46% от общего числа единоличных хозяйств. Тевризский райисполком обнару­жил только одного кулака, Юдинский, Яшкинский, Татарский, Панкрушихинский -по 2, Алексеевский и Ужанихинский - по 3. 38 районов (24% всех районов края) вы­явили 208 кулаков - в среднем по пять на район. "До сих пор ряд районов и сельских работников держится мнения, что кулака нет, что он ликвидирован еще весной
48
1930 г." Из вышеизложенного делался вывод о необходимости "развернуть широкую массовую работу по выявлению кулацких хозяйств".
23 января. Зав. запсибкрайфу И.Б. Маймин в своей телеграмме1 потребовал от районных, городских и областных финотделов края срочно прислать материалы по итогам выявления хозяйств, подлежащих индивидуальному обложению.
^АНО, ф.Р-6, оп.1, д.1721, л.136.
12 февраля. Сектор доходов крайфинуправления в своем письме1 в связи с не­обходимостью подведения итогов индивидуального обложения в 1930-31 окладном году, потребовал от райфинотделов представить до 20 февраля окончательные дан­ные "по кулацкому обложению", одновременно сообщив, закончена ли эта работа.
!ГАНО, ф.Р-702, оп.1, д.23, л. 16; адресат выявленного документа - финотдел Алексеев-ского района; подписи - зав. сектором доходов Эрдман, инструктор Рожок.
6 марта. Сектор доходов крайфинуправления потребовал1 срочно представить неприсланные к 12 февраля данные по индивидуальному обложению единоличных крестьянских хозяйств.
!ГАНО, ф.Р-702, оп.1, д.23, л. 17; телеграмма; адресат выявленного документа - финот­дел Алексеевского района; подписи - инспектор Ильин, инструктор Рожок.
27 марта. Из крайфинуправления на места отправлено письмо1 следующего содержания: "Несмотря на неоднократные требования исчерпывающих сведений по выявлению и обложению кулацких хозяйств до сих пор не представлено. Сектор учета и статистики в последний раз предупреждает Вас о высылке упомянутых сведений не позднее 1 апреля".
^АНО, ф.Р-702, оп.1, д.23, л. 18; адресат выявленного документа - финотдел Алексеев­ского района; подписи - инструктор сектора учета и статистики Рожок.
29 марта. ЦИК и СНК СССР приняли постановление об утверждении Поло­жения о едином сельскохозяйственном налоге и введении его действия на 1931 окладной год1. В Положении сохранялись все действующие в прошлом году нормы обложения хозяйств в индивидуальном порядке (включение в облагаемую базу всего дохода, а не ее исчисление по нормам, принятым для т.н. трудовых единоличных хо­зяйств; лишение всех льгот; уплата всей суммы налога к 1 октября; та же, что и в 1930/31 окладном году прогрессия ставок налога)а. Что же касается признаков отне­сения хозяйств к категории кулацких, то законодатель отнес их разработку к компе­тенции СНК союзных республикб. Последние, в свою очередь, обязывались поручить СНК АССР, край- и облисполкомам адаптировать их "применительно к местным условиям"в.
*СЗ СССР. 1931. № 19. Ст.171. 1931 окладной год стал начинаться с 1 января и закан­чиваться 31 декабря того же года.
49
* В дальнейшем в систему обложения единоличных крестьянских хозяйств в индивиду­альном порядке вносились существенные изменения.
В 1932 г. были перенесены сроки уплаты сельхозналога кулацкими хозяйствами. В об­щесоюзном положении о сельскохозяйственном налоге на этот год его установление передава­лось в ведение СНК союзных или автономных республик (СЗ СССР. 1932. №30. Ст. 1896). Ст. 17 постановления СНК РСФСР от 5 мая 1932 г. "О порядке проведения закона о сельскохо­зяйственном налоге на 1932 г." гласила: "Кулацкие хозяйства уплачивают налог полностью в один срок, устанавливаемый совнаркомами АССР и краевыми (областными) исполкомами, но не позднее 15 августа 1932 года". (СУ РСФСР. 1932. №44. Ст.192). А Западно-Сибирский крайисполком обязал индивидуально обложенные хозяйства "во всех районах края" выполнить налог в трехдневный срок со дня получения платежного извещения. При этом райисполкомы и сельсоветы должны были закончить работы по довыявлению кулацких хозяйств, определению их дохода, исчислению суммы налога и вручению им платежных извещений не позднее 1 ию­ля, а для остальных единоличных хозяйств не позднее 25 июля. (Сборник постановлений и распоряжений президиума Западно-Сибирского крайисполкома. 1932. № 1096. Ст.2887). В 1933—1939 гг. сроки уплаты налога хозяйствами, обложенными в индивидуальном порядке, по-прежнему определяли СНК АССР край- и облисполкомы. В Западно-Сибирском крае это были все те же три дня с момента вручения платежного извещения. Однако особого срока их вручения для кулаков больше не устанавливалось. Он становился единым для всех единолич­ников: 15 июля в 1933 г., 20 июля в 1934—1937 гг. и 31 июля в 1938—1939 гг. - Сборник по­становлений и распоряжений президиума Западно-Сибирского крайисполкома. 1933. № 133. Ст.5459; 1934. №119. Ст.7135; 1935. №107. Ст.8303; 1936. №118. Ст.9510; 1937. №112. Ст. 10337; Сборник постановлений и распоряжений президиума Новосибирского облисполкома и его отделов и управлений. 1938. № 56. Ст.772; 1939. № 50. Ст.172.
В 1933 г.:
1) СНК союзных и автономных республик, край- и облисполкомы наряду с установле­нием кулацких признаков, адаптированных к местным условиям, обязывались предусмотреть индивидуальное обложение хозяйств: а) "занимающихся систематической спекуляцией (скупка-продажа) и наживающихся на этом за счет рабочих и крестьян" и б) "злостно не выполняющих заданных им планов посева и других установленных законом государственных обязательств, если они не относятся к определенно бедняцким хозяйствам".
2) Изменились ставки индивидуального обложения. Все хозяйства, относимые к кулац­ким, с годовым доходом до 1 тыс. рублей обязывались выплатить по сельхозналогу 350 руб. (т.н. твердая ставка). Для хозяйств с доходом свыше 1 тыс. рублей предусматривалось про­грессивное обложение: от 1 до 3-х тыс. руб. - 350 руб. + 50 коп. с каждого рубля дохода сверх тысячи, от 3 до 6 тыс. - 1350 руб. + 60 коп. с каждого рубля сверх 6 тысяч, более 6 тыс. руб. -3150 руб. + 70 коп. с каждого последующего рубля. - СЗ СССР. 1933. № 32. Ст.188б.
В 1934 г.: Из числа кулацких признаков было исключено невыполнение посевных пла­нов и норм поставок сельхозпродуктов. - СЗ СССР. 1934. № 30. Ст.231б.
В 1936 г. раздел закона о сельскохозяйственном налоге "Обложение кулацких хозяйств" (раздел V, статьи 95-103), заменялся одной статьей, которая гласила: "Установить, что еди­ноличные крестьянские хозяйства, имеющие нетрудовые доходы (доходы от скупки-продажи, от найма рабочей силы), в том числе кулацкие хозяйства, облагаются сельскохо­зяйственным налогом по ставкам, установленным для трудовых единоличных хозяйств, но не по нормам доходности, а по действительным доходам". - СЗ СССР. 1936. № 40. Ст.340.
В принятом 1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР "Законе о сельскохозяй­ственном налоге" понятие "кулацкое хозяйство" и принципы индивидуального обложения или обложения в удвоенном размере отсутствовали. - Ведомости Верховного Совета СССР. 1939. 23 сент.
6 Постановление СНК РСФСР "О порядке проведения закона о едином сельскохозяй­ственном налоге на 1931 г." было принято 5 апреля 1931 г. В нем фактически повторялись признаки отнесения хозяйств к категории кулацких, приводимые в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 г. (см. выше). Исключение составляли лишь некоторые уточнения в сторону расширения действия этих признаков. В п."б" (наличие промысловых предприятий, на
50
которых использовалась сила воды или ветра) речь шла не об обложении в индивидуальном порядке только тех из них, доходы от которых превышают необлагаемый для данной мест­ности минимум, а об обложении превышающих установленные местными властями предель­ные нормы дохода. Отсутствовал в этом пункте и запрет на обложение в индивидуальном по­рядке хозяйств, имеющих однопоставную мельницу. В п."в" (наличие промыслового пред­приятия, посредством которого "эксплуатируется окружающее население путем сдачи работ на дом" или сдача таких предприятий в аренду) добавлялась фраза "или путем скупки сельско­хозяйственных продуктов для переработки на этом предприятии". В п."з" отсутствовало упоминание о служителях культа, но к занятиям торговлей, ростовщичеством прибавлялось торговое посредничество. - Известия. 1931. 7 апр.; СУ РСФСР. 1930. № 18. Ст.188.
"Постановление Западно-Сибирского крайисполкома "О порядке проведения единого сельскохозяйственного налога в 1931 г." от 14 апреля в части определения кулацких признаков повторяло его же постановление от 30 декабря 1930 г. (см. выше). - Советская Сибирь. 1931. 16 апр.
6 апреля. Из наркомата финансов РСФСР в адрес НКФ АССР, край- и облфи-нуправлений отправлено директивное письмо "О мероприятиях по усилению выявле­ния кулаков и взысканию с них причитающихся платежей"1. В нем подводились ито­ги выявления кулацких хозяйств и обложения их сельхозналогом в индивидуальном порядке в 1930/31 окладном году. Доля таковых в целом по России по состоянию на 20 марта 1931 г. составила 1,38% от числа крестьянских хозяйств, что, по мнению составителей документа, свидетельствовало о значительном недовыявлении кулаков. Ни в одной автономной республике, крае или области не был соблюден установлен­ный Центром предельный срок взыскания с них всей суммы сельхозналога - 15 янва­ря (на 20 марта взыскано лишь 69% от суммы обложения). В то же время проверка налоговой работы на местах обнаружила случаи индивидуального обложения серед­няков, допущенные в ходе кампании по довыявлению кулаков.
Исходя из этого, НКФ РСФСР потребовал от наркомов финансов АССР, зав. край- и облфинуправлений под их личную ответственность:
1. Обеспечить довыявление кулацких хозяйств и взыскание с них всех причи­тающихся платежей в течение апреля 1931 г.
2. Виновных в неисполнении данной директивы привлечь к "строгой" админи­стративной и судебной ответственности.
3. Немедленно устранить факты индивидуального обложения середняцких хо­зяйств.
^АНО, ф.Р-6, оп.1, д.1721, л.458-461; грифы - циркулярно, спешной почтой; подписи - нарком финансов РСФСР Яковлева, сотрудники сектора массовых платежей Яковлев, Сурба.
51
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 1
* Цифры 4,0[%], 24055 [хозяйств] и 1,6[%] вписаны от руки вместо первоначально напечатан­ных.
Из служебной записки старшего инспектора налогового управления Нар­комата финансов РСФСР М.В. Яковлева о его выводах по обследованию сель-хозналоговой кампании 1929/30 г. в Сибирском крае1
г. Новосибирск 8 октября 1929 г.
<•••>*
V. Выявление явно кулацких хозяйств и обложение части из них в индивиду­альном порядке.
По данным на 7/Х-29 г. по Сибири выявлено явно кулацких 61904 хозяйства, что составляет 4,0% к общему числу хозяйств, из них обложенных в индивидуальном порядке - 43636 хозяйств или 2,8%. К общему числу, со значительным колебанием в ту или другую сторону по округам в прошлом же 1928/29 г. было привлечено к инди­видуальному обложению лишь только 24055* хоз[яйств] или 1,6% . Отсюда вывод, что текущую налоговую кампанию выявление явно кулацких хозяйств проходит сравнительно лучше.
Сравнивая ориентировочные контрольные цифры установления [так в тексте] Сибкрайфо, приходится отметить, что учет, выявление и обложение в индивидуаль­ном порядке это еще не достигают тех цифр, а именно: 3,5-4,0%, а также они еще пока ниже против контрольных цифр, установленных СНК РСФСР, и в этой части работу следует продолжать последнее подтверждается и следующими данными, если принять во внимание а) что в 28/29 г. обложено было в индивидуальном порядке 224736 хозяйства], б) имеющих нетрудовые доходы по сводке ф[орма] 283754 хозяйства], в) обложенных в сельских местностях подоходным налогом по рос[писи] 3 - 1573, г) имеющих торговые предприятия 1070, д) имеющих промышленные пред­приятия 181, е) подвергнуто кратному самообложению 8065 хоз[яйств], ж) лишенцев 164884 лиц, беря среднюю обеспеченность едоков 5, то таких хозяйств будет 32977, таким образом, на территории Сибирского края всех перечисленных подобных хо­зяйств будет 150091 хозяйство], внося сюда поправку, что 65% из них отсеются по разным причинам и то тогда налицо недоучет (в округлении) около 7000 хоз[яйств], а это еще раз подтверждает, что работу следует продолжать, последнее подтверждается и тем:
По Бийскому окр[угу]: Уполномоченные Рика (Ялинского) не имели чуткости в работе, а потому получилось недовыявление кулаков. Члены бюро Райкома открыто заявили, что они могут пропустить некоторых кулаков, ибо с[ельский] сов[ет] укры­вает их. Директив по учету объектов обложения и выявления кулачества на местах не читают, а потому не могут выявить кулака, при слабом участии бедноты и средня-ков. Райком и Рик в достаточной мере интересовались работой по учету сельскохозяйственного] налога и выявлению кулаков, но все это свелось в большей своей части к тому, что писали, а поверка, поскольку все это выполнялось с[ельскими] советами, ячейками и уполномоченными Рика, не велась и, как следствие
52
всего этого, налицо значительное недовыявление кулаков, а также перечисление к кулакам средняков и кустарей. То же самое можно наблюдать и по другим районам.
По Барнаульскому окр[угу] - партячейки не везде работают с должной ответ­ственностью (с. Бобровка), подписывая протоколы с[ельских] у[четных] к[омиссий], что кулаков у них совершенно нет при наличии их, то же самое наблюдалось и со стороны с[ельских] сов[етов] даже с подписью уполномоченных от Рика.
По Славгородскому [округу] от плохого руководства Риков по выявлению явно кулацких хозяйств происходят перегибы (по округу в процессе работы освободили от индивидуального обложения 677 хоз[яйств] (52%), первоначально привлеченных из-за головотяпства местных работников).
И т.д. и тому подобное.
В результате слабого руководства Риков и Райисполкомов имеет [место] ряд перегибов например:
а) Повторения ошибок прошлого года, а именно причисления к явно кулацким средняка.
б) Некоторые с[ельские] советы материалы на кулаков брали с потолка.
в) Привлечение учителей, учительниц и служащих (рассматривая получаемую их зарплату как нетрудовой доход).
г) Отнесение к кулакам работников умственного труда за то, что они не пашут, т.е. "получают нетрудовые доходы".
Объяснением всему этому может служить:
1) Недостаточное серьезное, а в некоторые случаях и совершенно слабое от­ношение и не только сельсоветов, но и Риков и Райкомов к работе по учету и выявле­нию явно кулацких хозяйств, определяемые слабым вовлечением в нее бедноты и сельской общественности.
2) Слабость поставленной разъяснительной и массовой работы среди бедноты и батрачества и, как результат этого, отдельные бедняцкие собрания заявляли, кула­ков у нас нет и мы их не потерпим при наличии таковых.
3) Недостаточное, а порой совершенно слабое использование подсобных мате­риалов, причем в довольно значительном размере случаев (% надбавки к доходу от сельского хозяйствав почти не мотивировался).
4) Слабость работы на местах до начала учета объектов обложения, опреде­ляемая право-уклонческим построением ряда партячеек, считающих, что кулаку надо отдохнуть от прошлогоднего обложения.
5) Недостаточная поверка классового состава с[ельских] у[четных] к[омиссий], а также работоспособности ее членов при наличии примиренчества и замазывания фактов окулачивания даже членов партии.
Все эти обстоятельства вызывало в отдельных случаях поверхностное отноше­ние к выявлению кулаков, безусловную недооценку политического значения кампа­нии и надлежащей подготовки бедняцких групп. Эта кампания показала, что классо­вое воспитание на местах порой поставлено плохо, а с[ельские] с[оветы], Рики и Рай­комы на селе и, пожалуй, не за редким исключением кулака не знали и видали, и только приезд уполномоченных заставлял их находить кулака.
Таким образом, положение с учетом и выявлением явно кулацких хозяйств, а также обложением их доходов дело обстоит не совсем благополучно, тем более, если принять во внимание, что на местах имеется ряд случаев при наличии незначительно­го нетрудового дохода (сельскохозяйственных] машин, сепаратор), когда это хо­зяйство можно рассматривать чисто зерновым, привлекаются к обложению в индиви­
53
дуальном порядке и наоборот, а тем самым директива партии и правительства в Си­бирском крае пока что еще не получила должного и полного отражения. Последнее подтверждается рядом помещаемых заметок и статьей не только в краевой, но и в местной печати. <«»о>г
Старший инспектор налогового управления НКФ РСФСР М. Яковлев
*ГАНО, ф.Р-47, оп.1, д.940, л.36-42; подлинник, дублетный экземпляр; машинопись, правленная от руки, напечатано под копирку; подпись - автограф; указание на адресат отсут­ствует.
В деле находится рукописное сопроводительное письмо за подписью М.В. Яковлева, которое адресовано личному секретарю председателя Сибкрайисполкома СМ. Кузнецова Н.А. Журавлевой-Каврайской с просьбой передать служебную записку председателю крайис­полкома или его заместителю. Другие экземпляры документа, предположительно направлен­ные в НКФ РСФСР и Сибкрайфинуправление, не выявлены.
8 Опущены I—IV разделы документа: агиткампания; привлечение общественности к ра­боте; учет объектов обложения; учет и обложение неземледельческих заработков.
6 Выше эта цифра исправлена на 24055 (последние данные, полученные автором за­писки). Здесь правка не сделана по недосмотру.
ВВ соответствии с нормативами налогового законодательства (Общесоюзное положе­ние о едином сельхозналоге, соответствующее постановление СНК РСФСР) Сибкрайисполком установил на 1929/30 г. для единоличных хозяйств с относительно высоким уровнем годового дохода, но не имевших кулацких признаков, процентные надбавки к сумме облагаемого дохо­да. Они составляли для хозяйств с облагаемым доходом от 500 до 600 руб. - 5%, от 600 до 650 руб. - 6%, от 650 до 700 руб. - 7%, от 700 до 750 руб. - 8%, от 750 до 800 руб. - 9% и свыше 800 руб. - 10%. Те же ставки процентных надбавок были сохранены ив 1930-1931 окладном году.
г Опущены VI—X разделы: льготы; живая связь и информация; руководство; поступле­ние сельхозналога; причины резкого понижения налога и не имеющий порядкового номера раздел "предложения".
№2
Письмо заведующего Сибирским краевым финансовым управлением И.Б. Маймина наркому финансов РСФСР В.Н. Яковлевой с предложением о порядке обложения кулацких хозяйств в налоговую кампанию 1930/31 г.1
г. Новосибирск 19 февраля 1930 г.
Уважаемая Варвара Николаевна!
В своих указаниях о подготовительных работах по проведению сельхозналога в 1930/31 году НКФ РСФСР предложил местным финансовым органам провести ряд мероприятий по лучшему выявлению кулацких хозяйств в целях наиболее полного их обложения в районах, не охваченных сплошной коллективизацией. Отсюда следует, что новый закон о сельхозналоге на 1930/31 год будет построен на принципе даль­нейшего усиленного обложения кулацких хозяйств.
Между тем, фактическое положение на местах дает все основания заявить, что говорить о подобном обложении кулачества в 1930/31 году не представляется с фи­скальной стороны серьезным делом.
54
Причиной этому является то положение, что даже в отдаленной Сибири по ре­шению краевых руководящих организаций сплошная коллективизация края (обжитой полосы) должна быть закончена осенью текущего 1930 года. Уже в настоящее время процент коллективизированных хозяйств доходит до 30, и надо полагать, что к нача­лу весеннего сева 60-70% всех хозяйств края будет коллективизировано. Таким обра­зом, в основном подавляющее большинство районов будет охвачено сплошной кол­лективизацией, а отсюда следует, что средства производства, капиталы и имущество кулацких хозяйств будут конфискованы.
Несмотря на принятие со стороны краевых руководящих организаций реши­тельных мер к недопущению "голово" раскулачивания и чтобы ликвидация кула­чества как класса была бы составной частью успешного развертывания процесса сплошной коллективизации на основе все возрастающей активности батрачества и бедноты в союзе со средняком, надо отметить, что процесс раскулачивания в ряде районов все же предшествует работам по сплошной коллективизации.
Поэтому, если к началу весеннего сева предполагается коллективизировать 60-70% хозяйств края и закончить коллективизацию в обжитых районах края к осени 1930 года, то процесс раскулачивания несомненно будет закончен значительно рань­ше.
Отсюда следует, что при построении сельхозналога на 30/31 год нет оснований рассчитывать при определении суммы налога на значительный сбор средств с кулац­ких хозяйств. Такой расчет может привести к значительным прорывам (если учесть, что в этом 1929/30 году по Сибири 4,6% кулацких хозяйств на 1/II с.г. уплатили 41% всей суммы сельхозналога) в доходной части государственного и местных бюджетов.
Кроме того, постановка вопроса об обложении кулаков сельхозналогом в 30/31 году в плоскости, поставленной последней директивой НКФ РСФСР, в условиях Сибири, когда в основном коллективизация должна быть закончена осенью 1930 го­да, политически дезориентирует местные партийные и советские организации, перед которыми поставлена задача форсирования темпа коллективизации, а отсюда и задача в деле ликвидации кулачества как класса.
Вам известно из директивы о порядке выселения кулацких хозяйств, что основная масса кулацких хозяйств, так называемая третья категория, будет расселена в тех же районах и округах за пределами коллективных хозяйств.
У нас по Сибири предполагается такие хозяйства расселять примерно по 200-250 хозяйств в один поселок, управляемый специально назначенным уполномочен­ным райисполкомом. Эти кулацкие хозяйства будут сдавать по определенному наряду излишки продукции кооперативным организациям.
Возникает вопрос о порядке обложения этих кулацких хозяйств или, вернее, бывших кулацких хозяйств в отличие от оставшихся индивидуальных крестьянских хозяйств, которые по тем или иным причинам не войдут в число коллективизирован­ных хозяйств в 1930 году.
Вследствие лишения кулачества основных средств производства, капиталов и имущества, как правило, кулацкие хозяйства будут настолько экономически мало­мощны, что вряд ли представится возможным привлечь их к сельхозналогу," посколь­ку доходность многих из этих кулацких хозяйств может быть ниже существующего до сих пор необлагаемого налогового минимума (200 руб.). Одновременно должен возникнуть вопрос о возможности взыскания с этих кулацких хозяйств военного на­лога и налога лишенных права быть сельисполнителями.
55
Отсюда следует, что может получиться такое положение, когда бывшие кулац­кие хозяйства (третья категория) не будут участвовать платежами в содержании госу­дарства по малодоходное™ по сельхозналогу и не оплачивать свои прямые повин­ности (за непрохождение службы в армии, неисполнение обязанностей сельисполни-телей).
Мне кажется, что надо немедленно поставить вопрос о том, чтобы все бывшие кулацкие хозяйства были бы привлечены к отбыванию соответствующей трудовой повинности через адм[инистративные]органы (милиции). Следуемые с организаций суммы за применение трудовой повинности зачислять в соответствующие источники (государственные и местные бюджеты).
Ставя эти вопросы, прошу сообщить мне Ваше мнение по ним в возможно кратчайший срок.
С товарищеским приветом,
заведующий Сибкрайфинуправлением (Маймин)
ГАНО, ф.П-2, оп.2, д.385, л. 16-17; копия того времени, машинопись, правленная от руки, напечатано под копирку; подпись - машинопись. На первой странице документа каран­дашная помета "т[оварищу] Эйхе Р.И."
Копия письма была направлена 19 февраля 1930 г. для ознакомления секретарю край­кома ВКП(б) Р.И. Эйхе, о чем свидетельствует рукописное сопроводительное письмо на блан­ке крайфинуправления, подписанное (автограф) его заведующим И.Б. Майминым, который писал: "<...> считаю, что мою точку зрения по этому вопросу бюро крайкома должно под-держать перед ЦК партии". Сопроводительное письмо было зарегистрировано 21 февраля 1930 г. в секретно-директивной части Сибкрайкома ВКЩб).
№3
Справка отдела доходов Западно-Сибирского краевого финансового управления о ходе и перспективах выявления кулацких хозяйств в налоговую кампанию 1930/31 г.1
г. Новосибирск 12 ноября 1930 г.
В сель[ско]хоз[яйственную] налоговую кампанию 1929-30 г. было выявлено всего по Западно-Сибирскому краю явно кулацких [и] индивидуально облагаемых 64821 хозяйство.
Раскулачено, по сведениям полномочного] представительства] ОПТУ, 51729 хозяйств, из них по пятикратке - 14688 хозяйств, по судебным решениям - 9194 хо­зяйства, в порядке последних мероприятий - 20747 хозяйств, самораскулачилось 3799 хозяйств и раскулачено по прочим причинам 3690 хозяйств.
По сведениям финорганов, раскулачено 37868 хозяйств, но эти сведения не­полные, поэтому в расчетах при определении возможного количества выявления ку­лацких хозяйств в текущую кампанию принимать не следует.
Кроме того, из числа кулацких хозяйств было исключено в порядке исправле­ния перегибов 10859 хозяйств и, таким образом, осталось кулацких и индивидуально облагаемых 53962 хозяйства.
Исходя из того, что по закону 30/31 года раскулаченные хозяйства облагаются в общем порядке, но с лишением всех льгот, остается твердо для индивидуального
56
обложения в текущую кампанию 2233 кулацких хозяйства, выявленных в [19]29-[19]30 г. (раскулачено 51729, исключено в порядке исправления перегибов 10859, а всего раскулачено и исключено 62588 хозяйств).
Имея в виду, что в прошлую кампанию, безусловно, кулацкие хозяйства были выявлены не полностью, и что в текущую кампанию они должны быть выявлены наиболее полно. Крайфу считало возможным абсолютное количество, как ориентиро­вочное, довести до 8-10 т[ыс]. хозяйств, но, судя [по всему], необходимо, по мнению Крайфу, внести поправку на "бежавших кулаков", а таких, по сведениям полномочного] представительства] ОГПУ, 7 т[ыс]. хозяйств.
В силу этих соображений Крайфу в докладной записке НКФ Республики от 20/VI-[19]30 г. высказало свою точку зрения о невозможности по материалам прош­лой кампании сколько-нибудь правильно установить ориентировочные предпола­гаемые, как абсолютные цифры, так и проценты выявления кулацких хозяйств для индивидуального обложения. На эту докладную записку ответа от НКФ не последо­вало. Вследствие этого ориентировочный % выявления кулацких хозяйств в кампа­нию 30/31 г. по районам не устанавливался.
Выявление кулацких хозяйств в текущую кампанию проходила так: по опера­тивным отчетам Райфо на 10 августа выявлено 6860 хозяйств, но в связи [с] Поста­новлением ВЦИК и СНК СССР от 23 июля об уточнении признаков кулацких хо­зяйств все выявленные ранее кулацкие хозяйства были подвергнуты пересмотру с целью исключения таких хозяйств, кои не имеют установленных вышеуказанным постановлением Правительства кулацких признаков.
По последним отчетам Райфо, было выявлено 5233 кулацких хозяйства, ис­ключено в порядке пересмотра 1474 хозяйства и вновь выявлено 368 кулацких хо­зяйств, таким образом, по состоянию на 1 ноября всего выявлено и индивидуально обложено 4127 хозяйств или 0,4% к общему количеству хозяйств по краю (без Ой­ротской области, Шипуновского, Сев[еро-]Крутинского, Н[ово]-Колосовского, Крас-нинского, Г[орно]-Шорского районов - сведений о них не получено). Нужно сказать, что в текущую кампанию выявление кулацких хозяйств значительно труднее, так как кулачество открытые формы эксплуатации свернули, а перешли на более замаскиро­ванные формы, трудно поддающиеся учету, вследствие боязни перегибов и успоко­енности, что кулаков нет, их раскулачили, до сих пор кулачество полностью не выяв­лено.
Крайфу считает, что часть кулацких хозяйств имеется в группе хозяйств, обла­гаемых с % надбавкой таких хозяйств по краю 17827 или 1,9% к общему количеству хозяйств.
Кроме того, по сведениям Крайторг отдела, в текущую хлебозаготовительную кампанию даны твердые задания сдачи хлебных излишков 42540 кулацко-зажиточным хозяйствам*. Нужно полагать, что в группе зажиточных хозяйств также имеются кулацкие хозяйства, до сих пор не выявленные.
Учитывая изложенное, Крайфу считает возможным к выявлению и обложению в индивидуальном порядке сельхозналогом по краю примерно 11-12 [тыс.] кулацких хозяйств, что составляет 1% к общему количеству хозяйств по краю.
Крайфу обращает внимание, что неточность, скудность материалов, имею­щихся в краевых организациях по этому вопросу, не позволяет наиболее точно опре­делить количество кулацких хозяйств, что количество кулацких хозяйств значительно больше, но обосновать это цифровыми показателями не представляется возможным, просьба учесть это обстоятельство при обсуждении данного вопроса.
57
*ГАНО, ф.Р-6, оп.1, д.1721, л.95, 95об.; подлинник; машинопись, правленная от руки. Полная подпись отсутствует, вместо нее чернилами написана заглавная буква "В". Судя по ее написанию и имеющимся в деле документам, автором справки был помощник заведующего крайфинуправления, инспектор Винниченко. На последней странице документа справа от под­писи чернилами проставлена дата "12/XI-30г." Ниже карандашная помета: "Передано [зав. крайфинуправления] т[оварищу] Маймину. 12.ХГ.
8 Выявление хозяйств, которым давались твердые задания по хлебозаготовкам, было та­ким же перманентным процессом, как и выявление хозяйств, подлежащих индивидуальному обложению. В целом за хлебозаготовительную кампанию 1930/31 г. твердые задания были вручены 54335 единоличным хозяйствам или 4,5% от их общего числа. - ГАНО, ф.Р-20, оп.1, д.202,л.6.
№ 4
Отчетный доклад Ачинского районного финансового отдела в Западно-Сибирское крайфинуправление об итогах сельхозналоговой кампании 1930/31 г. по району на 1 декабря 1930 г.1
г.Ачинск 13 декабря 1930 г.
Результаты учета объектов обложения и исчисления Е[диного]С[ельско]-Х[озяйственного] налога 1930 года и [19]31 г. по Ач[инскому] району по единолич­ным крестьянским хозяйствам по сравнению с итогами прошлой кампании следую­щие:

По сводке форм[ы] №2 1929/30 год 1930/31 год В абсолют­ных] цифрах увеличение] или умень­шение] % изме­нения  
1. Хозяйств 9738 9906 +168 +1,7  
2. Едоков 52870 51189 -1681 +3,1  
[3.]Учтено посева 37036 28853 -8183 -22  
4. Кроме того, обложе­но недосева 5495  
5. Облагаем[ый] круп[ный] рог[атый] скот 17185 12985 -4200 -24,4  
б.Облагаемых лошадей 15795 14217 -1578 -10  
7. Овец облагаемых 29419 23282 -6137 -20,8  
8. Ульев: рамочных колодок 2605 1251 1745 873 -860 -378 -33,4 -30  
9. Сенокос:
[на] не заливн[ых]
[лугах]
[на] заливных [лугах] 7438 2375 11924 2662 +4486 +187 +60 +12  
10. Всего доход от с/х 1643492 1678142 +34750 +2
58

11. Неземле-дел[ьческого] дохода, утвержден[о]
привлечено 264184 130906 324164 150214 +59980 +19308 +21 +15  
12. Всего доход[а] с
неземледел[ьческих]
зар[аботков] 1774398 1828356 +53958 +3  
13. Исчислено налога 88765 97770 +9005 +10  
В том числе инди­видуально] обло­женных]
Кулаки в общ[ем] по­рядке] а 190хоз. -23608 101 хоз. -5005 31 хоз. - 8586 82 хоз. - 4329 -15022 -696  
14. Подлеж[ит] к упла­те за выч[етом] всех скидок и льгот 84442 71244 -13198 -15,5
Объяснение к ведомости: а) Незначительный рост хозяйств на 1,7% против прошлого года объясняется выбытием переселенцев из пределов района и прекраще­нием ведения с[ельского] хозяйства] части хозяйств за уходом на работы в централь­ные рабочие районы городов и вступлением в колхозы.
б) Увеличение едоков на 3,1% произошло за счет естественного роста.
в) Уменьшение посевной площади по единоличным хозяйствам на 22% про­изошло главным образом за счет сокращения посева кулацкими и зажиточными хо­зяйствами, а маломощные хозяйства хотя и дали значительное увеличение посевной площади против прошлого года, но это увеличение далеко не покрывает недосев ку­лацкой и зажиточной части хозяйств, а также нужно и отметить факты недовыявле-ния посевной площади, укрытие хотя в незначительном количестве до 3%, но это яв­ление имеет место, несмотря на то, что кампания по Е[диному] С[ельско]Х[озяйственному] Щалогу] проводится уже несколько лет, все же аппарат с[ельских] советов еще не может добиться правильной постановки работы на местах в части полноты охвата и обложения источников дохода, это подтверждается сле­дующими данными:

По первоначаль­ному опросу пла­тельщиков Путем обмера с[ельскими] учет­ными] комис­сиями] 25% сель­ских] хоз[яйств] или 2503 х[озяйств] 6 Путем доброволь­ной записи (3-х дневник) Путем    обмера землемерами  
Посева выявлено 28745 дес[ятин] у 58 хозяйств  83 десят[ины] 95 хоз[яйств] - 25 дес[ятин] Обмер был 2 селений, М[алый]-Улуй не обнаружено
Укрытие объектов, главным образом, было допущено из числа кулацк[ких] и зажиточн[о]-середняцк[их] хозяйств 46 и маломощных середняков 12 хоз.; размер укрытия в 58 хозяйствах от 0,50 десятин до 2 десят[ин].
59

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.